Организация профильного обучения

Классы профессиональной направленности 

В 2024/2025 учебном году на базе  Х, XI классов организовано профильное обучение в педагогической и аграрной направленности.

10 класс (педагогический) - на повышенном уровне изучаются учебные предметы «Русский язык», «История Беларуси в контексте всемирной истории».

11 класс (аграрный) - на повышенном уровне изучаются учебные предметы «Биология», «Русский язык».

Учащиеся 10 класса профессиональной педагогической направленности 

посещают факультативные занятия по программе

"Введение в педагогическую профессию"

В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности.

Для того, чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие, профессиональные педагоги, способные реализовать стратегическую миссию укрепления и развития человеческого потенциала белорусской нации, уже сегодня в стране ведётся целенаправленная работа по привлечению в педагогические вузы наиболее мотивированных выпускников школ и гимназий.

Цель профильной подготовки педагогической направленности – осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.

Задачи профильной подготовки педагогической направленности:

  • мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих способностей;
  • развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
  • создавать условия для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
  • способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
  • развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
  • создавать условия для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.

Немного истории

В Беларуси накоплен многолетний опыт ранней ориентации детей и учащейся молодежи на выбор педагогической профессии. В 80-90-е годы ХХ века в республике существовала система педагогических классов, в которых учащиеся на третьей ступени общего среднего образования наряду с общешкольными предметами изучали факультативные курсы по педагогике и психологии пропедевтического характера. Выпускники педклассов имели возможность поступать в белорусские педагогические вузы на льготных условиях (например, по системе совмещенных экзаменов). В 1992 году в Минске была открыта педагогическая гимназия – уникальный проект, девизом которого был «Найти и вырастить учителя в школе!». Гимназисты с V по XI класс изучали систему факультативных занятий по педагогике и психологии под общим названием «Познай себя, воспитай себя», участвовали в различных видах педагогической практики: были помощниками воспитателей в детских садах, помощниками учителей в начальных классах, участвовали в различных социально значимых делах и др. В результате, около трети выпускников гимназии ежегодно делали осознанный выбор в пользу профессии педагога, отличались высокой мотивированностью и интересом к педагогической деятельности.

Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне. Так, в 2014 году Президент Республики Беларусь поддержал предложение вернуть профильное обучение. А БГПУ выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. При посещении БГПУ в день столетнего юбилея университета, 21 ноября 2014 года, Глава государства дал поручение рассмотреть возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования.

Педагогический класс — это…

  • изучение учащимися X-XI классов учебных предметов на повышенном уровне (как правило, это те учебные предметы, учителем которого они планируют стать в будущем).
  • освоение курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» (всего 140 ч). Содержание программы курса структурировано в четыре модуля: — Модуль 1. «В мире педагогической профессии» (X класс); — Модуль 2. «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс); — Модуль 3.«Я в педагогической профессии» (XI класс); — Модуль 4. «Познай самого себя» (XI класс).
  • прохождение педагогических проб: посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах, подготовка и проведение воспитательных дел, фрагментов уроков, практика в школьном лагере, волонтёрская деятельность и другие испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности.
  • создание портфолио «Я – педагог». Портфолио включает личные достижения учащегося, результаты учебной и педагогической деятельности: эссе, творческие задания, данные самодиагностики, презентации, проекты, рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, результаты собственной рефлексии и др. В конце XI класса предусмотрена презентация и защита портфолио.
  • нестандартные формы занятий – тренинги, кейс-технологии, деловые игры, перевернутые уроки, дебаты, образовательные квесты, творческие задания, проекты и др.

Возможности и перспективы

  • познать самого себя, раскрыть свои способности
  • развить эмоциональный интеллект, уверенность в себе и стрессоустойчивость
  • научиться понимать других, строить и поддерживать конструктивные межличностные отношения
  • участвовать в совместных проектах конкурсах , фестивалях , конференциях
  • наполнить школьную жизнь новыми знакомствами и яркими впечатлениями
  • сделать осмысленный профессиональный выбор, соответствующий личным стремлениям и способностям
  • поступить в вуз на педагогическую специальность без вступительных испытаний.

 

ВУЗы Беларуси, где обучают педагогическим специальностям

https://success-teacher.do.am/index/sajty_vuzov_belarusi/0-114

 

СОЗДАЕМ ПОРТФОЛИО

Структура портфолио
Портфолио "Я педагог" имеет титульный лист и состоит из трёх разделов
 
I раздел: «Мой портрет».  
Здесь содержатся сведения об обучающемся, которые он может представить любым способом.
Здесь могут быть:  
- личные данные обучающегося;  
- резюме обучающегося;  
- результаты психологической диагностики обучающегося;  
- результаты проведенного обучающимся самоанализа и самодиагностики;  
- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
- личные фотографии и др.  
II раздел: «Личные достижения».  
В этом разделе должны быть представлены индивидуальные достижения обучающегося (образовательные, творческие, спортивные и др.):
- результаты тестирования;  
- участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат);  
- участие в выставках, перечень творческих работ;  
- техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается её описание);  
- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре и др.;
- копии документов об участии в соревнованиях, копии выписок, грамот;  
- свидетельства, сертификаты об участии в семинарах, курсах, социальных проектах и др.;
- результаты реализации программы личностного саморазвития.
III раздел: «Портфолио работ» включает в себя собрание исследовательских, проектных, творческих работ обучающегося, описание основных форм и направлений его активности, результатов педагогических проб.  
Этот раздел включает в себя:
- эссе, творческие задания, презентации;  
- исследовательские работы и рефераты;
- проектные работы: указывается тема проекта, дается описание работы;  
- сведения об участии в научных конференциях, учебных семинарах, освоении курсов;  
- результаты педагогических проб;
прохождения различного рода практик, работы в школьном лагере;  
- отзывы, рецензии работ, тексты заключений, письма, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов, родителей, одноклассников на различные виды деятельности учащегося;
- иная информация, раскрывающая педагогические способности обучающихся;  
- приложения самих работ: текстов в печатном и электронном варианте, документов, фотографий и т.д.  
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;  
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- целостность и завершенность представленных материалов;  
- аккуратность и эстетичность оформления;  
- наглядность.  

 

АГРАРНЫЙ КЛАСС 

Если ты думаешь поступать в сельскохозяйственный вуз, рассмотри вариант обучения в аграрном классе. Это короткий и 100% путь к зачислению!

 

Ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

Нормативное правовое обеспечение

https://www.adu.by/ru/pedagogam/profilnye-klassy/profilnye-klassy-agrarnoj-napravlennosti?format=html

Как поступить в университет после аграрного класса?

При поступлении в сельскохозяйственный вуз абитуриенты обычно сдают два ЦТ, при этом оценки по профильным предметам должны быть не ниже 7. Если результаты тестирования абитуриента не устраивают, он может сдать два вступительных экзамена (обычно письменных) в самом университете. Для выпускников агроклассов действуют привилегии: они могут поступить без экзаменов, по результатам собеседования. Для этого им необходимо иметь в аттестате отметки по профильным предметам не ниже 7 и заручиться целевым направлением. Но стоит помнить, что «целевое» предусматривает 5 лет отработки по распределению после вуза и три года — после колледжа.

Аграрные университеты и колледжи Беларуси

https://postuplenie.by/postupayushhim/agrarnye-universitety-i-kolledzhi-v-belarusi/