Специальное образование

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов

 

В Беларуси 1 июня отмечается Международный День защиты детей. Это не только веселый праздник для самих детей, но и напоминание обществу о важности соблюдения их прав.

Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Сегодня таких детей в стране почти 38 тыс. человек. Выстроенная система социальной поддержки детей-инвалидов и семей, в которых есть такие дети, способствует созданию благоприятных условий для их воспитания в домашних условиях.

Социальные выплаты

Прямая материальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, осуществляется через систему государственных пособий. Размер выплат зависит от возраста ребенка-инвалида, степени утраты его здоровья и наличия других детей в семье.

Так, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на ребенка с инвалидностью назначаетсяв повышенном размере– 45% среднемесячной заработной платы работников в стране (779 рублей).

На всех детей старше 3 лет, воспитываемых в семье, выплачивается ежемесячное пособие –на ребенка-инвалида 70% бюджета прожиточного минимума (БПМ) – 246 рублейна других детей в семье – 50% БПМ(176 рублей).

Родителям либо другим лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, назначается пособие по уходу за ним, размер которого установлен в зависимости от возраста и степени утраты здоровья ребенка:

 

  • на ребенка в возрасте до 3 лет – 100% БПМ независимо от степени утраты здоровья (352 рубля);
  • на ребенка старше 3 лет с 1 или 2 степеньюутраты здоровья – 100% БПМ(352 рубля);
  • на ребенка старше 3 лет с 3 или 4 степенью утраты здоровья – 120% БПМ(423 рубля).

 

Детям-инвалидам до 18 лет назначается социальная пенсия, размер которой дифференцирован в зависимости от степени утраты здоровья (от 80 до 110% БПМ). В мае текущего года ее размер составил от 282 рублей до 387 рублей.

Таким образом, при воспитании в семье ребенка с инвалидностью в возрасте до 3 лет суммарный размер выплат (пенсия и пособия) составит от 1413 рублей, а при наличии в семье дополнительно еще двух детей старше 3 лет выплаты могут достигать до 1870 рублей.

Суммарный размер выплат в период воспитания в семье ребенка-инвалида в возрасте от 3 до 18 лет (если один из родителей осуществляет за ним уход и получает пособие по уходу)составит от 880 рублей, а при наличии в семье дополнительно еще двух детей старше 3 лет – до 1408 рублей. Если пособие по уходу не выплачивается, размеры выплат в таком случае соответственно составят от 528 рублей до 985 рублей.

Выплата пособий – это системный механизм, но если семья оказалась в трудной жизненной ситуации и ей нужна поддержка, на помощь приходит системагосударственной адресной социальной помощи.

Она включает четыре вида пособий: ежемесячное и единовременное социальные пособия, пособие на приобретение предметов гигиены для инвалидов I группы и детей-инвалидов cIV степенью утраты здоровья, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.

 

Самое значимое для семей с детьми-инвалидами – пособие на приобретение предметов гигиены. За три месяца 2023 г. такое пособие предоставлено 3,5 тыс. получателям из числа детей-инвалидов с
IV степенью утраты здоровья на сумму 1,7 млн. рублей. Средний размер такого пособия составил 485 рублей.

 

Социальное обслуживание семей с детьми-инвалидами 

В целях оказания помощи родителям в уходе за ребенком с инвалидностью государством предоставляютсяуслуги няни и социальной передышки.

Услуга няни оказываетсясемьям, воспитывающим ребенка-инвалида, а также семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста (до 6 лет), где оба родителя либо один родитель в неполной семье являются инвалидами I и II групп.

Услуга предоставляется бесплатно, рассчитывать на помощь няни можно в пределах 20 часов в неделю.

Услуга социальной передышки на базе детских домов-интернатов предоставляется семьям с детьми-инвалидами с 2013 года. Это возможность помочь ребенку с инвалидностью социализироваться. Специалисты обучают ребенка бытовым навыкам, общению со сверстниками, проводят творческие и развивающие занятия. А для родителей эта услуга дает возможность восстановить силы и решить семейно-бытовые вопросы.

Такая услуга предоставляется домами-интернатами на срок до 56 дней в году на безвозмездной основе, родители оплачивают только питание ребенка (от 5 до 7 рублей в сутки)В этот период за семьей сохраняются все социальные выплаты, предусмотренные законодательством.

Важным этапом в системе непрерывной социальной реабилитации молодых людей с инвалидностью является их переход из центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) в территориальные центры социального обслуживания населения.

Основной задачей территориальных центров в отношении выпускников ЦКРОиР является сохранение приобретенных выпускниками ЦКРОиРнавыков,знаний и умений, а также непрерывное их развитие.

Для этого в 146 территориальных центрах функционируют 164 отделения, обеспечивающих дневное пребывание инвалидов, организована работа 342реабилитационно-трудовые мастерские и 1668кружков и клубов по интересам.

Данные отделения на постоянной основе посещают более 7,1 тыс. инвалидов, из них 1,3 тыс. человек или 18,4 % являются выпускниками ЦКРОиР.

Технические средства социальной реабилитации

Одной из социальных гарантий, которую обеспечивает государство детям с инвалидностью, является предоставление технических средств социальной реабилитации.

В настоящее время из 59 наименованийсредств реабилитации, 50 выдаются детям-инвалидам. Следует отметить, что 90% из них, включая такие как кресла-коляски всех типов, велосипед трехколесный, протезы, ортезы, ортопедическая обувь, слуховые аппараты,выдаются бесплатно10 % средств реабилитации - выдаются на условиях частичной оплаты от 10 до 50 процентов от стоимости.

Дети, которые не признаны инвалидами, но по медицинским показаниям нуждаются в наружной части системы кохлеарной имплантации (речевом процессоре), обеспечиваются таким средством реабилитациибесплатно.

Помимо обеспечения техническими средствами реабилитации предусмотрен ряд других государственных социальных льгот, финансирование которых обеспечивается из государственного бюджета, и которые существенно экономят бюджет семьи.

Например, бесплатное обеспечение лекарственными средствамипервоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление,бесплатный проездна городском и пригородномобщественном транспорте. 

Трудовые гарантии родителям, воспитывающим ребенка-инвалида

В целях более гармоничного совмещения семейных и трудовых обязанностей законодательством о труде установлен ряд гарантий, направленных на поддержку семей, в которых воспитываются дети-инвалиды. В частности, родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, предоставляется дополнительный свободный от работы день (в месяц или в неделю), оплачиваемый в размере среднего дневного заработка. Также родители (мачехи, отчимы) имеют право на использование трудового отпуска на выбор в летнее либо другое удобноедля них время.

Кроме того, женщинам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, наниматель обязан по их желанию предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней. Также женщины, имеющие детей-инвалидов до восемнадцати лет, не могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку без их письменного согласия.

Специальное образование

В настоящее время в нашем учреждении образования организовано обучение детей в классах интегрированного обучения и воспитания, в которых учитель-дефектолог проводит коррекцию выявленных нарушений.

Если у Вас возникли вопросы по организации интегрированного обучения либо оказанию коррекционно-педагогической помощи, а также если Вы заметили у своего ребенка нарушения звукопроизношения или иные нарушения развития, Вы можете обратиться за консультацией к учителю-дефектологу школы. Так как в учреждении образования действует пропускной режим Вам необходимо согласовать свой приход для получения консультации через классного руководителя или по телефону: 27-76-.06

 

Интегрированное обучение

Интегра́ция(от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое.

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (ст. 267 Кодекса об образовании).

 В рамках реализации программ специального образования может быть организовано обучение следующих категорий лиц с особенностями психофизического развития:

  1. с тяжелыми нарушениями речи
  2. с трудностями в обучении
  3. с нарушениями зрения
  4. с нарушением слуха
  5. с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  6. с интеллектуальной недостаточностью
  7. с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями

Учащиеся данных категорий обучаются по программам специального образования на уровне общего среднего образования. Однако родители детей с особенностями психофизического развития должны понимать, что несовершеннолетние, относящиеся к первым пяти перечисленным категориям, получают образование, максимально приближенное к цензовому, что позволяет продолжить образование данных учащихся в учреждениях профессионально-технического и высшего образования. Лица, указанные в п.6 по окончанию обучения на уровне общего среднего, могут продолжить образование в учреждениях, перечень которых указан на сайте http://www.asabliva.by/ru/

Коррекция физических и (или) психических нарушений лиц с особенностями психофизического развития осуществляется на коррекционных занятиях.

Памятка для родителей ребенка с ОПФР

Все люди разные. Одним “медведь на ухо наступил”, у других “память дырявая”, у третьих – нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой… – и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Помните, что:

  • Дети с особенностями не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для такого ребенка его состояние естественно. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это – основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Предоставляйте «особому» ребенку возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним – но не вместо него!
  • Дети с ОПФР дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, не прячьте их, не прячьтесь от них!
  • Все люди на планете с одинаковыми закономерностями развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии “необычного” ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Родители воспитывающие детей с особенностями,преодолевайте страх и отчаяние, не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает, определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов – типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
  • Берегите себя и не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ,

ПОМНИТЕ – С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ – НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ – ОСОБЫЕ!!!!

Учитель-дефектолог: Дубовская Татьяна Геннадьевна, тел. 27-76-06